«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.
Консультация: 8-938-135-35-76
Дорожно-транспортные происшествия наиболее сложная, и, часто встречаемая категория дел. И чаще всего в решении этого вопроса помогает Адвокат по ДТП.
В зависимости от последствий, установленных УК РФ и КоАП РФ, водитель виновный в совершении ДТП, может быть привлечен к уголовной и административной ответственности. От того виновен, или невиновен водитель в совершении ДТП, зависит и компенсация ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью.
Без имущественных потерь из ДТП можно выйти при соблюдении следующих условий:
Действия участника ДТП, направленные на возмещение ущерба, довольно подробно оговорены в Федеральном законе от 25.04.2002г № 40-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Гражданским кодексом РФ (ст. 1064, 1079, главой 48), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Положением Центрального банка РФ от 19.03.2014г № 431-П. Соответствующие разъяснения содержаться и в постановлении от 29.01.2015г № 2 Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
От выполнения водителем второго условия зависит установление обстоятельств, позволяющих определить его виновность или невиновность, позволяющих впоследствии выдвигать требования, связанные с возмещением ущерба и причинением вреда здоровью.
В последующих подразделах приведены особенности оформления различных документов во избежание наименьших потерь для участников ДТП.
Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
С принятием Федерального Закона от 21.07.2014г № 223-фз стало возможным оформление документов без сотрудников полиции.
Анализ законодательства и судебно-экспертной практики позволяет выделить единственное преимущество от названного нововведения – экономию времени при оформлении дорожно-транспортного происшествия.
Названным законом введены условия и ограничения, связанные с указанным способом оформления документов о ДТП, в частности:
Особенность применения пунктов 4 и 5 заключается в том, что Вы, не имея специальных познаний в области оценки не сможете реально определить стоимость ущерба, причиненного Вашему транспортному средству. Более того, визуально, до разборки транспортного средства не могут быть обнаружены скрытые дефекты.
В случае затруднений в определении стоимости ущерба, причиненного Вашему транспортному средству, целесообразней всего отказаться от оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
В данной ситуации, во избежание дальнейших проблем, на месте ДТП, рекомендуем водителю совершить следующие действия:
Основным документом, составляемым на месте ДТП, является схема происшествия, в которой с максимальной подробностью должны быть зафиксированы все обстоятельства, относящиеся к данному событию, поскольку это в первую очередь позволяет провести полноценную транспортно-трасологическую и автотехническую экспертизу и дальнейшее объективное расследование. Зачастую, поверхностный подход к фиксации всех имеющихся на месте происшествия следов и их привязки относительно границ проезжей части и конструктивных элементов дороги приводит к тому, что в процессе рас-следования, при производстве экспертизы, становится затруднительно восстановить реальную картину как самого происшествия, так и предшествовавших ему событий, дать объективную оценку причинам и факторам, способствовавшим совершению ДТП, что в свою очередь может привести к неверному определению лица, виновного в его совершении.
В сложившейся практике, в процессе составления схемы ДТП на ней прежде всего отображается ширина (S) проезжей части, дорожные знаки и разметка, а также расположение транспортных средств на месте происшествия на момент его осмотра, следы, оставленные ими при торможении или перемещении до и после происшествия, осыпь от-делившихся в процессе ДТП от транспортных средств частей и грунта, потеки ГСМ и другие следы, имеющие непосредственное отношение к происшествию.
При фиксации конечного положения транспортного средства на месте ДТП (см. рис. 1) следует указать расстояния (А) до всех его осей от ближайшей границы проезжей части или прямолинейной линии дорожной разметки, вдоль которой оно двигалось, а также хотя бы от одной из указанных точек до ближайшей границы пересекаемой проезжей части либо стационарного объекта (В): угла какого-либо здания, расположенного в непосредственной близости от дороги, конструктивного элемента дороги, километрового столбика и т.п. При наличии осыпи отделившихся в процессе ДТП от транспортного средства частей и грунта (или груза), она также должна быть максимально подробно за-фиксирована на схеме с указанием размеров (С) и привязки (D) относительно самого транспортного средства и вышеуказанных элементов окружающей обстановки. При столкновении также необходимо указать расстояние (Н) между осями транспортных средств и при необходимости ширину колеи тормозного следа (G).
Следы, оставляемые колесами транспортных средств до и после происшествия, как правило, и оканчиваются под ними, поэтому видится целесообразным начинать их фиксацию непосредственно от точки их окончания. Если следы торможения, качения, перемещения, бокового скольжения, волочения и т.п. имеют прямолинейную траекторию и непрерывны по всей длине, то, с экспертной точки зрения, будет вполне достаточно указать на схеме ДТП их длину и привязку точки начала (Е) и окончания следа, при этом если следы, оставляемые различными колесами, отличаются по своей протяженности и траектории, следует отображать размеры и привязку каждого следа.
Когда следы имеют разрывы, необходимо указывать длину каждого отрезка (L) и промежутков между ними (F), начало и окончание каждого фрагмента также необходимо привязать относительно границы проезжей части. Если следы изменяют свою траекторию под каким-либо углом, то место излома (G) также должно быть привязано относительно границ проезжей части с указанием длины следа от его начала до места излома.
В случаях, когда транспортное средство оставляет на месте происшествия дугообразные следы, то такой след необходимо разделить на приблизительно равные отрезки с указанием их длины и выполнить необходимую привязку каждого отрезка относительно границ проезжей части. Это позволяет впоследствии определить радиус дуги и более точно установить фактическую длину и траекторию следа (см. рис. 2).
Если сама дорога имеет изгиб или уклон (спуск или подъем), то для большей пол-ноты фиксации дорожной обстановки на месте ДТП можно определить радиус закругления дороги и угол уклона.
Действительное значение радиуса закругления дороги на участке происшествия может значительно отличаться от закругления, указанного в копиях планов. Разница может быть вызвана отклонениями от проекта при строительстве дороги, изменениями, по-явившимися в процессе эксплуатации, местными отклонениями радиуса закругления на данном участке от его средней величины на всем протяжении закругления дороги. В случаях, когда небольшие изменения радиуса закругления дороги могут оказать влияние на выводы эксперта в части расположения транспортных средств и оставленных ими следов относительно границ проезжей части, следует уточнить его на месте происшествия.
Действительное значение угла уклона дороги на участке торможения может значительно отличаться от средней его величины, указываемой в планах продольного профиля дороги либо на соответствующих дорожных знаках (1.13 и 1.14), особенно когда длина следа торможения сравнительно незначительна, и сам след не проходит параллельно границам проезжей части или осевой линии разметки. При угле уклона не более 2о в экспертной практике принято приравнивать такой уклон к горизонтальному продольному профилю, но при значительном угле уклона – 3о и более возможные погрешности при дальнейших расчетах могут оказать влияние на выводы эксперта.
В п.2.5 Правил дорожного движения РФ, регламентирующего действия водителей после ДТП, указано:
«При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п.7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
…освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств не-возможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
сообщить о случившемся в милицию…»
Правила дорожного движения РФ, п.7.2, предусматривают установку знака аварийной остановки на расстоянии «не менее 15м от транспортного средства в населенных пунктах и 30м – вне населенных пунктов». Однако, при дорожно-транспортном происшествии знак аварийной остановки правильнее будет установить на расстоянии 1-2м от начала следов, имеющих отношение к данному событию, с целью их сохранения, по-скольку до прибытия сотрудников ГИБДД они могут быть утрачены или искажены при наезде на них другими транспортными средствами либо в результате воздействия на них других лиц. В случае выпадения осадков рекомендуется укрывать от них следы (торможения, осыпь грунта) с помощью подручных средств, например, полиэтиленовой плен-кой, кусками ткани, ветошью, бумагой и т.п.
При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительная фиксация положения транспортного средства производится путем нанесения рисок (см. рис.4) на дорожное покрытие с помощью твердых металлических предметов, например, отвертки, монтировки, гаечного ключа и т.п. При этом каждое колесо транспортного средства фиксируется Т-образным знаком, одна линия которого отмечается параллельно направлению движения, а другая – под углом 90о к первой в точке нахождения колесной оси. Начало и окончание отдельных отрезков тормозного следа следует отмечать знаком «Х». Таким же знаком можно отметить начало и окончание осыпи в направлении движения транспортного средства.
В настоящее время, в случае если пострадали люди, работниками милиции на месте аварии составляется, помимо схемы ДТП, протокол осмотра места происшествия, где подробно описываются все обстоятельства, имеющие отношение к случившемуся: состояние проезжей части (сухое, мокрое и т.д.), её освещенность, общая видимость в направлении движения, техническое состояние транспортных средств, степень их загруженности и т.д. Эти факторы в ходе расследования, в частности при проведении транспортно-трасологической и автотехнической экспертизы, имеют немаловажное значение. Поэтому, с экспертной точки зрения, необходимо, чтобы все вышеуказанные факторы были отражены и при оформлении, так называемых, административных материалов, т.е. когда в результате ДТП причинен только материальный ущерб.
В настоящее время многие фиксируют вещную обстановку на месте происшествия с помощью видео и фотосъемки. Такие дополнительные источники информации конечно важны, но по ним всё-таки нельзя воссоздать объективную картину ДТП, поскольку определить по ним фактические величины следов и расстояний практически невозможно.
Для полного решения вопросов экспертного заключения в части установления положения автомобилей в момент столкновения относительно друг друга, а также расположения пешехода относительно транспортного средства в момент наезда, большое значение имеет правильно сделать соответствующий ракурс фотографий автомобилей, а имен-но, во-первых, деформированные части кузова фотографируются под различными углами к его продольной оси – под углом 00, 450, 900. Во-вторых, их фотографирование производится, как на уровне кузова автомобиля, так и несколько выше его и под углом относительно поверхности дорожного покрытия (см. иллюстрацию).
Федеральным Законом от 26.04.2002г № 40-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» введены параметры, связанные с определением ущерба, причиненного транспортному средству:
Анализ судебно-экспертной практики показывает, что в связи с применением Единой Методики размер выплат потерпевшим от ДТП, снизился в разы. Это объясняется усередненностью базовых цен; разностью курса валют. В настоящее время вышло несколько разъясняющих Единую Методику писем.
Получение максимальной суммы, в счет страхового возмещения при рассмотрении дела в суде, зависит от правильности постановки вопроса перед экспертом-автотовароведом (техником), квалификации эксперта, учитывающего фактические обстоятельства дела.
Если Вас признали виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.
Признание виновности предполагает:
Вынесение постановления работниками ГИБДД о признании Вашей виновности можно оспорить в судебном порядке.
Незаменимую помощь, в оспаривании доводов постановления ГИБДД, могут оказать различного вида экспертизы:
В качестве экспертного учреждения, выполняемого все названные виды экспертиз адвокат по ДТП рекомендует- Центр судебных экспертиз по Южному округу (г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 11; тел. 303-0-22).
«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.
Консультация: 8-938-135-35-76