Ростовская областная коллегия адвокатов «Версия»

Телесные повреждения

Для правильной квалификации посягательств, совершаемых с применением физического насилия, важное значение имеет вопрос о случаях идеальной совокупности и конкуренции норм. Речь идет о том, какой объем физического насилия охватывается без дополнительной квалификации соответствующим признаком конкретного состава преступления, а когда требуется дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против жизни, здоровья и физической свободы. На практике основным способом решения указанной проблемы является сопоставление строгости конкретных санкций, поскольку характер общественной опасности преступления, степень важности того или иного объекта уголовно-правовой охраны, в том числе и опасность причиненного ему вреда, формально отражены в санкции. Квалификация сложного насильственного преступления производится по одной статье (или части) в тех случаях, когда санкция за такое преступление более строгая по сравнению с санкциями за применение физического насилия в соответствующих статьях гл.16 УК РФ.

К факторам внешней среды, результатом которых может явиться причинение вреда здоровью, Правила судебно-медицинской экспертизы относят не только механическое, химическое, биологическое, но и психическое воздействие. Примером такого воздействия может служить сообщение больному, имеющему тяжелую болезнь сердца, крайне неприятных для него сведений, что обостряет течение болезни и является в конечном счете целью действий виновного. Обозначенные проблемы правильного определения степени тяжести вреда здоровью потерпевшего остаются актуальными до сих пор, в том числе по вопросам проведения экспертиз до возбуждения уголовных дел и вследствие введения в уголовный закон уголовных проступков.

Подавляющее большинство составов преступлений против здоровья сконструировано по типу материальных, в которых обязательным признаком объективной стороны предусмотрены последствия в виде причинения вреда здоровью той или иной степени тяжести.

Определение действительного содержания умысла возможно лишь на основе тщательного анализа всех обстоятельств дела, в том числе способов причинения тяжкого вреда здоровью, механизма, использования орудия или предметов и т.д. В этой связи в ходе судебного разбирательства первоочередному выяснению подвергаются взаимоотношения между подсудимым и потерпевшим, особенности обстановки совершения деяния, условия ее создания, причины и поводы действий всех участников криминальной ситуации. Суд должен также установить мотив и цель подсудимого. Нельзя согласиться с теми практическими работниками, которые исходят лишь из того, что поскольку мотив не влияет на квалификацию, то и незачем его устанавливать. Мотивы, действительно, сами по себе не всегда определяют юридическую характеристику содеянного. Однако в криминальной ситуации они, вместе с целями и средствами, являются двигателями человеческих поступков, внутренне обосновывают внешние действия, толкают людей на определенное, а не любое возможное поведение. Поэтому мотивы воплощаются в конкретные действия, которые и приводят к преступному результату в виде вреда здоровью. Побуждения к действиям (мотивы) не только позволяют раскрыть содержание умысла субъекта. Они еще, в зависимости от социальной оценки, могут быть полезными или антиобщественными и, соответственно, смягчать или отягчать ответственность подсудимого.

Общеизвестно, что решающее значение для правильной квалификации содеянного имеет акт (заключение) судебно-медицинской экспертизы (эксперта). Суду важно критически и адекватно оценить данные экспертов с учетом всех других материалов дела. Не должны оставаться без внимания и процедурные вопросы. В частности, суду вначале необходимо ознакомиться со сведениями, характеризующими правомочность эксперта, проверить соблюдение следователем порядка назначения экспертизы и обеспечения прав обвиняемого при назначении и производстве ее. При наличии необходимых оснований суд вправе назначить производство дополнительной или повторной экспертизы. Назначение и производство экспертизы нередко приводит к выявлению дополнительных обстоятельств, весьма существенных для правосудия, а иногда - к обнаружению оснований для переквалификации содеянного.

При нанесении тяжкого, средней тяжести вреда здоровью посягательство непосредственно направлено на причинение вреда здоровью другого человека. Поэтому здоровье человека и является непосредственным объектом телесных повреждений. Эта точка зрения является господствующей в уголовно-правовой литературе. Между непосредственным и общим объектом преступления существует неразрывная взаимосвязь. Посягая при телесных повреждениях непосредственно на здоровье человека, преступник посягает и на определенные общественные отношения, так как в результате этого человек не может нормально жить и быть здоровым.

Вред здоровью тяжкий, опасный для жизни или средней тяжести может причиняться и при совершении ряда других преступлений, когда посягательство направлено непосредственно не на здоровье человека, а на другой объект, для достижения иной цели. В этих составах преступлений причинение вреда здоровью выступает как способ посягательства на другой объект или как одно их необходимых последствий этих преступлений, где последствия наступления тяжкого или средней тяжести вреда здоровью являются побочным результатом при достижении определенной цели.

«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.

Консультация: 8-938-135-35-76