Ростовская областная коллегия адвокатов «Версия»

Способы и критерии идентификации  ювелирного изделия

Под идентификацией понимают процесс установления тождества объекта по совокупности общих и частных признаков. К идентификационным признакам предъявляется ряд требований:

  1. идентификационный признак должен быть существенным и специфичным;
  2. идентификационный признак должен быть относительно устойчивым;
  3. идентификационный признак должен отобразить относительно самостоятельное свойство объекта, являющееся взаимно независимым от других его свойств.

К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве украшений, предметов быта, предметов культа и\или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные или другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами РФ и Указами Президента РФ.


К изделиям ювелирной галантереи относятся изделия, из недрагоценных металлов, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного и искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов культа и\или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.

К изделиям металлической галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов со вставками из полудрагоценных, поделочных и цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и\или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов. Ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не попадают под понятие ювелирных изделий и не являются таковыми.

Основными элементами конструкции ювелирных изделий являются: верхушка, шинка (для колец), рант, ювелирная накладка, подвески, швенза, накидная петля, глидер, средник, присоединительное звено, оправа.

Понятия терминов каждого элемента ювелирного изделия содержится в словаре-справочнике Методики, там же детально и схематично показаны элементы конструкции каждого вида (группы) ювелирного изделия. Номенклатура ювелирных изделий указана в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) ОК-005-93, подкласс 964000 «Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты».


По своему назначению ювелирные изделия можно подразделить на группы и подгруппы.


Группы ювелирных изделий:

 

  1. личные украшения (украшения для головы; украшения для шеи; украшения для платья; украшения для рук; гарнитуры);
  2. предметы туалета (предметы женского туалета; предметы мужского туалета; прочие предметы туалета);
  3. предметы украшения интерьера ( камнерезные и янтарные художественные изделия; художественные изделия из дерева; костерезные художественные изделия;
  4. предметы сервировки стола (отдельные предметы для сервировки стола; сервизы и приборы);
  5. письменные принадлежности (принадлежности для письма и черчения; предметы для хранения письменных принадлежностей; письменные приборы);
  6. принадлежности для часов (принадлежности для наручных часов; принадлежности для карманных часов);
  7. принадлежности для курения (изделия для хранения табака и табачных изделий; изделия для держания табачных изделий; изделия для высекания огня; прочие предметы для курения);
  8. сувениры (памятные медали; нагрудные значки; гербы, ключи, брелоки-сувениры, символы; сувенирные скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия). 

    
Таким образом, из вышеприведенных определений можно выделить признаки, свойственные ювелирным изделиям:

  1. изготовлены из драгоценных металлов и их сплавов;
  2. используется различного вида художественная обработка со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней;
  3. применяются в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и\или декоративных целей.

Для идентификации антикварного ювелирного изделия нужно выполнить следующие действия:

  1. определить материал и технику создания изделия;
  2. определить типы драгоценных камней и огранки, а также их соответствие предполагаемому периоду изготовления;
  3. определить стиль изготовления ювелирного изделия, их художественные достоинства и соответствие стиля, предполагаемому стилю изготовления ювелирного изделия;
  4. определить клейма и марки изготовителя изделия и их соответствие предполагаемому периоду.
  5. установить состояние ювелирного изделия.

В ходе исследования ювелирного изделия могут выполняться экспертизы:

  1. Геммологическая. Исследуется драгоценных и ювелирный камень в свободном виде или в виде вставок в ювелирное изделие. Процесс проведения исследования состоит из нескольких этапов:
  • идентификация камня (определение физических свойств камня для установления его принадлежности к той или иной группе камней);
  • изучение основных параметров камня (цвет, чистота, масса, вид и качество огранки);
  • соответствуют ли параметры камня ТУ, если таковые существуют для этого вида камня;
  • составление описания камня с указанием его названия, всех его свойств и параметров.

      2. Технологическая. Проводится с целью определения соответствия ювелирного изделия требованиям ТУ для изделий того или иного вида. При проведении исследования указываются конструктивные, дизайнерские и технологические особенности. В ходе исследования можно определить, подвергалось ли изделие переделке, ремонту или иным воздействиям, что будет отражаться на потребительских свойствах и стоимости ювелирного изделия.
     3. Пробирная. Проводится с целью определения наличия пробирного клейма, именника, их подлинности и соответствия пробирного клейма фактическому содержанию драгоценного металла в изделии.
     4. Художетвенная (искусствоведческая). Проводится для коммерческих целей, если изделие является эксклюзивным или антикварным. Признаками антикварного изделия являются: характерный рисунок пробирных клейм и именников; необычная для современного ювелирного изделия огранка камня вставок; особенности стиля художника-ювелира и другие признаки.

     I. Драгоценные (благородные) металлы и сплавы.
    

К ним относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий). Свойствами, благодаря которым они являются благородными, являются красивый внешний вид, высокая устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, мягкость, тягучесть, пластичность и способность сплавляться с другими металлами. Драгоценными эти металлы называются из-за высокой стоимости.

Золото и его сплавы (Аu) – мягкий, пластичный, тягучий и ковкий металл интенсивно желтого цвета с сильным металлическим блеском, плотностью 19,32г\см.куб, температурой плавления 1063 градусов, твердость по шкале Мооса 2.5. В ювелирном производстве золото используется как основу для золотых сплавов. ГОСТ Р 51152-98 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки» предусматривает 27 марок золотых ювелирных сплавов, 6 проб. На пробах более подробно остановимся в последующих разделах Методики.

Типичный состав для разных цветов золотых сплавов в импортных изделиях приведен в таблице ниже.
                      

Цвет Проба, карат Au, % Ag, % Cu, % Zn, % Ni, %
Желтый

10

14

18

41,67

58,33

75,00

11,70

5,00

15,00

40,80

30,00

10,00

5,80

6,67

-

-

-

-

Белый

10

14

18

41,67

58,33

75,00

-

-

-

32,82

22,10

7,00

8,40

8,77

4,00

17,08

10,80

14,00

Зеленый 14 58,33 32,50 8,97 0,20 -
Красный 14 58,33 - 41,76 - -
 

Серебро и его сплавы (Аg)- металл красивого ярко-белого цвета, легче золота, плотность 10.5 г\см.куб, твердость- 2,5 по шкале Мооса, температура плавления 950,5 градусов по Цельсию, ковкий и пластичный металл. ГОСТ Р 51152-98 предусматривает пять марок серебряных сплавов пяти проб: 960,985,875,830 и 800.

Платина и металлы платиновой группы (палладий, родий и иридий). Платина (Рt)- металл бело-серого цвета, плотность 21,45г\см.куб, температура плавления 1773,5 градусов, твердость 5 по шкале Мооса. Платина пластична, хорошо полируется, химически устойчива.
Палладий (Рd)- металл серебристо-белого цвета, пластичный, ковкий, светлее платины, плотность 12,2 г\см.куб, температура плавления 1552 градусов, твердость по шкале Мооса-5, химически стоек.

Радий (Rh)-голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, при нагревании приобретает пластичность, плотность 12,41 г\см.куб, температура плавления 1960 градусов, твердость 6 по шкале Мооса.

Иридий (Ir)- тугоплавкий металл, серебристо-белого цвета, плотность 22,4 г\см.куб. Температура плавления 2454 градусов, твердость 66,5 по шкале Мооса.

  1. Ювелирные камни- делятся на природные и искусственные; минерального и органического происхождения.


 К природным относятся минералы, минеральные агрегаты и горные породы, а также материалы органического происхождения, образовавшиеся в естественных условиях в результате жизнедеятельности животных и растений. Ювелирные камни (самоцветы) делятся на три группы: ювелирные (драгоценные), ювелирно-поделочные (полудрагоценные) и поделочные. К ювелирно-поделочным камням относятся: горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурий, малахит, агат, амазоний, родонит, лабрадор, беломорит, халцедон. К поделочным камням относятся: яшма, обсидиан, селенит, флюфит, кварцит, кремень, мрамор.
    

Ювелирные (драгоценные) камни- природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; уникальные янтарные образования. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.

Основные свойства ювелирных камней хорошо изложены в монографии «Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров» (п.16 раздела литературы Методики). Остановимся на некоторых из них. 

Бриллианты.

ТУ 25-07.1319 «Бриллианты. Технические условия» предусматривает формы огранки бриллиантов. По массе бриллианты всех форм подразделяются на: мелкие (до 0,29 карат), средние (от 0,30 до 0,99 карат), крупные (от 1,00 карат). Между массой бриллианта и его диаметром существует определенная взаимосвязь (см. Приложение №3 к Методике).

В зависимости от цвета и интенсивности окраски бриллианты классифицируются на группы: бриллианты мелкие Кр-17 и Кр-33 (на 4 группы); бриллианты мелкие, кроме Кр-17 и Кр-33 (на 7 групп) и бриллианты средние и крупные –на 9 групп. Более подробнее см. Приложение №4.

В зависимости от геометрических параметров бриллианты подразделятся на группы А и Б в зависимости от величины отклонения от формы круга по овальности (для бриллиантов форм Г-56 (груша); М-55 (маркиз), Ов-57 (овал), Т-19 (треугольник) и Тс-2-31 (треугольник со срезанными углами)).

Шифр бриллианта содержит все основные характеристики камня. Например: шифр Кр57-0,69-1\1А- это бриллиант круглый с 57 гранями, 
массой 0,69 карата, 1-й группы цветности (бесцветные) и 1-й дефектности (без дефектов), группа геометрических параметров «А».
Изумруд-зеленая разновидность берилла-алюмосиликат бериллия. Прозрачен (при хорошем качестве). Твердость 7,5 по шкале Мооса, плотность 2,67-2,77 г\см.куб., показатель преломления- 1,58.

Рубин (красный яхонт)- цвет красный, прозрачен, твердость по шкале Мооса -9, плотность 3,99-4,05; показатель преломления 1,76-1,77. 

Ценность ювелирных камней определяется их свойствами, редкостью. Многие свойства ювелирных камней обусловлены условиями образования этих минералов и их внутренним строением, т.е. структурой. Структура ювелирных камней в основном кристаллическая. Кристаллы представляют собой многогранники и могут иметь различную форму: гексаэдр (шестиугольники-кубы); октаэдр (восьмиугольники); ромбододекаэдр (ромбо-указывает на форму ромба, додека-двенадцать); пентигондекадр (пента-пять, гон-угол); который имеет двенадцать граней, но грань в форме пятиугольника.

Потребительские свойства ювелирных камней.

  1. Прозрачность –способность камня пропускать сквозь себя лучи света. По степени прозрачности камни делятся на:
  • прозрачные-все бесцветные и слабоокрашенные вставки, сквозь пластинки которых толщиной 3-5мм ясно виден предмет;
  • полупрозрачные-через которые предметы видно не ясно;
  • просвечивающиеся-через которые нельзя различить предмет;
  • непрозрачные.

Примечание: прозрачность в значительной мере определяет применение камня и его стоимость. Количественно степень прозрачности (коэффициент пропускания света) определяют на спектрофотометре. Прозрачность камней определяется визуально при осмотре их на просвет.
       2. Блеск камня- создается светом, отраженным от его поверхности. По характеру блеска различают следующие его типы: стеклянный, жирный (характерен для светлоокрашенных минералов); смолистый (для темноокрашенных), алмазный, полуметаллический. Блеск зависит от химического состава минерала и характера его кристаллической структуры.
       3. Цвет. Красота большинства ювелирных камней зависит от их цвета, оттенка тона и интенсивности окраски. Цвет ювелирного камня зависит от спектрального состава падающего на него света и способности камня поглащать или отражать определенные световые лучи.
    

Выделяют три типа окраски ювелирных камней: идиохроматическую, аллохромотическую и псведнохроматическую. Идиохроматическая окраска обусловлена тремя особенностями ювелирного камня:

  • наличием в его составе химических элементов в виде основных ионов и группы ионов и изоморфных примесей
  • излучением, связанным с изменением энергетического состояния атомов, которые образуют соединение;
  • строением кристалла.

Аллохромотическая окраска обусловлена механическими включениями минералов, органических соединений, пузырьков газа. Исследование природы аллохромотической окраски сводится к идентификации минералов включений и осуществляется с помощью специальных методов: электронной микроскопии, рентгеноспектрального анализа и оптической спектроскопии.

Цвет драгоценных камней может оказать помощь при датировании ювелирных изделий. При установлении хронологии драгоценных камней целесообразно использовать таблицу 3.2 в Иллюстрированном руководстве по оценке драгоценностей (п.15 использованной литературы).
      4. По интенсивности окраски различают камни: слегка окрашенные, густо окрашенные, окрашенные полосами (яшма), пятнистые (амазонит).
      5. Светопреломление –изменение направления движения света на границах двух сред. Показатель преломления света определяется по формуле:
N=sin a\sin B
где, а-угол падения; В-угол преломления; n-показатель преломления.
      6. Светорассеивание – игра.
      7. Спайность- способность минералов раскалываться или расщепляться по ровным плоским поверхностям.
      8. Плотность- отношение массы вещества к массе такого же объема воды. Плотность ювелирных камней колеблется от 1 до 7. Камни плотности до 2 относятся к легким; от 2 до 4 к нормально тяжелым; выше 5 к тяжелым.
      9. Твердость- способность ювелирного камня сопротивляться разрушению, определяет его сопротивление к стиранию при огранке, шлифовке, полировке и в процессе эксплуатации ювелирного изделия. Определяется твердость чаще всего по шкале Мооса, состоящей из 10 эталонных минералов: 1- тальк, 2-гипс, 3-кальций,4-флюорит, 5-апатит, 6-ортоклаз, 7-кварц, гранит, турмалин;8-топаз; 9-конрунд, рубин, сапфир; 10-алмаз. Минералы с твердостью 8-10 единиц считаются имеющими твердость драгоценных камней.

   
Огранка ювелирных камней.

Огранкой называется сочетание граней различных форм и размеров, нанесенных на поверхность камня. Хорошо выполненная огранка выявляет оптические свойства камня, вызывает игру и блеск. Огранка влияет на стоимость камня. Понятие огранки неразрывно связано с нижеприведенными определениями. Ювелирная вставка –декоративный элемент, закрепленный в ювелирном изделии. Граненная вставка – ювелирная вставка из стекла, янтаря и камня природного или искусственного происхождения, а также твердого сплава, изготовленного методом огранки. Форма граненной вставки – контур вставки в плане, ограниченной поверхностью рудиста. По форме различают вставки: круглые, овальные, «маркиз», грушевидные, квадратные, треугольные, шести-восьмиугольные, «сердец», «подушечка», «принцесса» и т.д.

Основными частями и элементами граненной вставки являются: коронка, рудист, плоскость рудиста, верхняя плоскость рудиста, нижняя плоскость рудиста, высота рудиста, павильон, грань, ребро, ярус граней, площадка, шин, калетта, ось вставки, основные грани павильона, верхние грани павильона, угол наклона основных граней коронки, угол наклона основных граней павильона. Определения вышеназванным понятиям дано в словаре (Приложение к настоящей Методике).

Вид огранки –определенное сочетание форм граней, их количества и взаимного расположения. Существуют основные виды огранки: бриллиантовая, ступенчатая, комбинированная, кабошонная. Определение названным понятиям дано в словаре. Качество огранки оценивается при помощи лупы 10-кратного увеличения. При этом оцениваются пропорции и состояние поверхности камня. При оценке пропорций учитывается красота и привлекательность форм, игра камня, удобство закрепки, размеры, соответствие стандартной огранке. Оценка пропорций сводится к изучению контура камня, его профиля и сверкания.

Контур камня оценивается в положении площадкой вверх, при учитываются три фактора: сбалансированность контура (равенство и симметричность соответствующих частей камня); отношение длины к ширине (у вытянутых камней); привлекательность внешнего вида (насколько контур камня сбалансирован и обладает способностью нравиться). Контуры огранок, их линейные размеры (d-диаметр, L-длина, B-ширина) и ширина площадок:

Элементы сбалансированности контура некоторых фантазийных огранок:

Отклонение баланса профиля:

  • площадка смещена от центра; 
  • наклоненная площадка;
  • волнистый рудист;
  • неодинаковая выпуклость;
  • смещение шипа, каллеты либо килевой линии.

Методы идентификации природных ювелирных камней.

  1. Идентификация алмаза.
  • алмаз легко царапает стекло и любой другой камень;
  • от поверхности алмаза отражается больше света, чем от любого другого природного камня;
  • характерный вид алмаза обусловлен совершенством полировки, специфическим алмазным блеском поверхности и др. оптическими дефектами;
  • свет, входящий в камень сверху, полностью отражается от его задних граней как от ряда зеркал, поэтому, если хорошо ограненный бриллиант рассматривать на свет, то будет видна светящаяся точка в каллете. Через бриллиант, находящимся надетым на палец кольце, невозможно увидеть палец, через другие камни палец виден;
  • при осмотре камня через площадку создается иллюзия значительно меньшей толщины камня по сравнению с действительной;
  • при осмотре камня с помощью лупы, обеспечивающей 6-10 кратное увеличение можно обнаружить небольшие участки необработанных природных граней алмаза-найфов по рудисту;
  • исключительная прозрачность алмаза по отношению с рентгеновскими лучами позволяет идентифицировать его даже с помощью простейшей рентгеновской установки;
  • при смачивании алмаза жиром замечаются явления:1.на камне остается жирная пленка; 2.на поверхности камня остается жирная черта, тогда как на его имитациях жир собирается в капельки;
  • на алмазе, в том числе и бриллианте, при 10-ти кратном увеличении с помощью лупы, можно обнаружить небольшие включения и дефекты;
  • алмаз обладает высокой теплопроводимостью, что позволяет отличить его от имитаций;

Фианиты довольно сложно отличить визуально от бриллиантов, их можно идентифицировать по слегка заваленным ребрам при огранке; на рудисте обычно видна вертикальная штриховка, которая отличается от рельефа поверхности после обработки ее алмазным порошком.


     2. Идентификация природных и синтетических рубинов.

Идентификация проводится по внутренним особенностям и линиям поглащения. Чистые густоокращенные рубины крупных размеров в природе встречаются редко, природные рубины редко содержат включения, трещины, плоскости двойникования. Практически всегда наблюдается отличие по окраске (по оттенку, зональности распределения) природных и синтетических рубинов. При облучении синтетических сапфиров коротковолновым УФ-излучение наблюдается беловато-синее или зеленоватое свечение.


      3. Идентификация изумруда.

В синтетических кристаллах в составе включения не наблюдаются амфиболовые иглы, пластинки слюды и кристаллы пирита, которые обычно встречаются в природных изумрудах. Синтетические изумруды часто содержат в качестве включений кристаллы фенокита, мелкие кристаллы изумруда с другой ориентацией структуры. Камуфляж трещин в камнях с помощью промасливания возможно обнаружить с помощью фильтровальной бумаги.


      4. Идентификация жемчуга.

Натуральный жемчуг со звонким стуком отскакивает от стекла. При осмотре отверстия просверленных натуральных жемчужин заметны сезонные остановки роста жемчужин. Культивированные жемчужины пропускают свет больше, чем натуральные.


     5. Идентификация бирюзы.

Бирюза отличается от имитаций по плотности, по реакции на фосфор с помощью электронно-микроскопических исследований. Светлую мелоподобную бирюзу, пропитанную воском или парафином, легко идентифицировать после выдерживания в течение 15 мин., в бензине. Идентификация стеклянных, пластмассовых имитаций проводится с помощью раскаленной иглы (они плавятся).

      6. Идентификация янтаря.

Прессованный янтарь возможно отличить от природного с помощью лупы- в прессованном янтаре видны структурные течения, небольшие сгустки красителя. При смачивании эфиром поверхности прессованного янтаря она становится липкой. Янтарь дает мелкую крошку, а имитация-закругленную стружку, при проведении по поверхности бритвой. В соляном растворе (10 чайных ложек соли на стакан воды) янтарь будет плавать, а имитация из пластмассы затонет. Природный янтарь электризуется от трения.

     III. Определение способа изготовления ювелирного изделия.
  

Ювелирные изделия могут изготавливаться следующими способами: штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой, чеканкой, басмой, сканью (филигранью), шлифовкой, полировкой (просечкой). При экспертизе несложных ювелирных изделий используются визуальные методы.

Основными отличительными признаками изготовления являются:

  1. В изделиях, изготовленных вручную цвет припоя в местах соединения, как правило отличается от цвета основного металла; имеются мелкие участки припоя. Отсутствуют следы литейной формы на внутренних поверхностях изделий, нет заусенцев. В некоторых случаях можно отметить следы инструмента в виде линий на нелицевой поверхности изделия.
  2. Штампованным изделиям характерно присутствие заусенцев (слегка приподнятых частей, или нахлест металла на внутреннюю сторону изделия).
  3. В литых изделиях всегда имеются ямки (усадочные раковины) в виде необработанных поверхностей на внутренних сторонах изделия. Точечные отверстия указывают на пористость. Сложные мелкие элементы литого ювелирного изделия часто выглядят неотделанными.

    IV.  Клеймение ювелирных изделий.


Под клеймением  понимают пробирно-технологическую операцию нанесения оттиска государственного пробирного надзора на ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов. Проба- это определение пропорций содержания основанного драгоценного металла в конкретном сплаве (или количества благородного металла содержащегося в 1000 части сплава). Установленные данные фиксируются на ювелирном изделии в виде числового клейма, которое называется пробой. Известны системы проб: метрическая и каратная, действуют в настоящее время, устаревшие – золотниковая и лотовая. Соотношение между пробами изделий драгоценных металлов различных систем приведены в таблице ниже.
  

метрическая 
золотниковая
каратная
375
36
9
500
48
12
583
56
14
750
72
18
875
84
21
916
88
22
958
92
23
1000
96
24


Клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо- двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652гг. Городские клейма, указывающие на место производства, а также клейма-именники, которые имеют инициалы автора, появляются в XVIII веке.

Для всех городов в XVIII-XIX веках клейма состояли:

  • из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;
  • из клейма с начальными буквами имени и фамилии – «именником» пробирного мастера;
  • из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;
  • из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого серебра или золота в лигатурном фунте.

Клейма были двух размеров: большие – для крупных вещей и малые- для ювелирных предметов.На крупные изделия до 1896г ставились так называемые «тройники», т.е. клейма на которые цифра пробы, герб, начальные буквы пробирера и год клеймения, были соединены вместе на одном штампе. До 1897года клейма были выпуклыми. В 1897г клейма стали вдавленными (линии клейма углублены).

В 1899г для всей России установлено единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике в профиль влево, носившее название «Знак удостоверения». С 1908 по 1927гг работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но с развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России. С 1927г для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено новое клеймо – голова рабочего с молотом. С 1958г были введены пробирные клейма нового образца с эмблемой «серп и молот» на фоне пятиконечной звезды. В настоящее время при клеймении ювелирных изделий используются клейма в виде женской головы в кокошнике.

Расположение знаков на пробирном клейме и именнике (шифр предприятия-изготовителя и цифра или буква, показывающая год выпуска изделия), предприятия-изготовителя (при клеймении механическим способом) осуществляется в определенном порядке:

  • в именниках 1953-1958гг последняя цифра года изготовления располагается после шифра предприятия-изготовителя. Пробирное клеймо: голова рабочего с молотом, шифр инспекции – буква греческого алфавита;
  • с 1958г – пробирное клеймо – выпуклая звезда, на ней выпуклые серп и молот; шифр инспекции – буква русского алфавита;
  • в 1969-1978гг в именниках последняя цифра года изготовления располагается перед шифром предприятия-изготовителя;
  • с 1988г во всех именниках после последней цифры с точкой, обозначается год изготовления, располагается буква, обозначающая шифр инспекции, в районе деятельности которой находится предприятие;
  • в 1990-1999гг в именниках последняя цифра года с двумя вертикальными точками перед ней располагается перед шифром предприятия-изготовителя. В 1993-1994гг «Знак удостоверения» - профиль женской головки в  соответственно О,А,Б,В.

    
Существуют несколько методов определения проб драгоценных металлов и их сплавов: апробирование на пробирном камне; спектральный анализ; купелирование в муфельной печи; химико-аналитические методы. Апробирование изделий из сплавов драгоценных металлов состоит из таких стадий: визуальный осмотр изделия, зачистка поверхности изделия, нанесение реактивов, определение пробы.

  1. Визуальный осмотр изделия. При осмотре особое внимание следует обратить на пробирные клейма или оттиски. Визуально можно выделить: фальшивое клеймо (ассиметричные цифры и символы); позолоченные изделия и некоторые виды бижутерии (клеймо в форме богонка «875», «925» на изделиях из желтого металла; оттиск «Аu585», «Au750»; определить принадлежность сплава к группе (низкопробное, среднее, высокопробное).
  2. Зачистка поверхности изделия. Перед началом апробирования необходимо зачистить поверхность изделия (его часть). Зачистка проводится с разрешения лица, назначившего экспертизу. Для зачистки верхнего слоя изделия применяются надфили, напильники с мелкой насечкой, шаберы. Зачистка верхнего слоя проводится аккуратно, подальше от пробирного клейма.
  3. Нанесение реактивов. На зачищенную поверхность в вертикальном положении наносится капля соответствующего пробирного реактива. Капля должна аккуратно, не растекаясь, течь на изделие. Следует контролировать время нахождения капли в месте подпила, чтобы недопустить характерной химической реакции. Капля пробирного реактива удаляется (промачивается) салфеткой, кусочком бязи.

Время нахождения капли пробирного реактива на защищенной поверхности изделия:

  • кислотные реактивы для 375,500,583\585 проб- 5-10 сек.,
  • кислотные реактивы для 750 пробы – 20 сек.,
  • хлорное золото- 7-12 сек.,
  • раствор йодистого калия- 2-5 сек.

Определение пробы в сплаве драгоценного металла (золота) осуществляется сначала апробируется хлорным золотом, а затем стандартным реактивом для соответствующей пробы (375,500,583,585). Золотые сплавы белого цвета с содержанием золота до 60% апробируются хлорным золотом. Золотые сплавы 750 пробы апробируются стандартным реактивом для 750 пробы. Золотые сплавы с содержанием золота от 80% апробируются раствором йодистого калия, для выявления грубых подделок производится уточнение хлорное золотом.

Хлорное золото применяется для апробирования ювелирных изделий, проба которых изначально неизвестна- при помощи хлорного золота можно определить относится ли апробируемый сплав к 583 пробе или содержание золота ниже.

Данный универсальный реактив применяется для апробирования золотых сплавов с содержанием золота до 60% на которых оставляет пятна различных оттенков:

  • на золоте 583\585 пробы- чистая капля в месте надпила (отсутствие пятна), в редких случаях появление едва заметной легкой тени;
  • на белом золоте 583\585 пробы- бежевое, золотистое и оранжевое пятно;
  • на белом золоте 500 пробы- коричневое пятно;
  • на золоте 375 пробы- зеленовато-коричневое пятно;
  • на золотых сплавах ниже 375 пробы – грязно-темно-зеленое, серо-зеленое пятно;
  • на сплавах из недрагоценных металлов- пятно черного цвета.

Стандартный кислотный реактив для золотых сплавов 583\585 пробы (единственный реактив, оставляющий пятно) действует следующим образом:

  • на золоте 583\585 пробы – светло-коричневое, светло-каштановое пятно, на изделиях низших проб интенсивность потемнения нарастает;
  • на сплавах из недрагоценного металла-химическая реакция в виде зеленоватого осадка или белой пены с выделением пузырьков и появлением специфического неприятного запаха.

Стандартные кислотные реактивы для апробирования золотых сплавов 375, 500, 750 проб действуют следующим образом:

  • при воздействии этих реактивов на золотые сплавы соответствующей пробы остается чистая капля в месте надпила, отсутствует пятно, в редких случаях появляется едва уловимая легкая тень;
  • на сплавах их недрагоценных металлов-химическая реакция в виде зеленоватого осадка с выделением пузырьков и появлением специфического неприятного запаха, проходящая с различной степенью интенсивности.

Раствор йодистого калия – применяется для апробирования высокопробных золотых сплавов и выявление подделок из сплавов, обладающих высокой химической устойчивостью. Раствор йодистого калия действуют следующим образом:

  • на золотых сплавах 900, 916,958,999,9 проб- образование ярко-красного цвета, клюквенно-красного цвета;
  • на золотых сплавах 800 пробы – бордово-красное или темно-красное пятно;
  • на подделках из сплавах с высокой химической устойчивостью- образование черного, зеленого, на глазах чернеющего пятна, возможно выделение пузырьков.

Апробирование на пробирном камне. Пробирный камень (кремнистый камень) слегка смазывается минеральным, ореховым или другим растительным маслом, а затем протирают насухо. После этого сплавом, проба которого должна быть определена, и пробирной иглой (эталоном с известным содержанием золота) на поверхности камня натирают полоски одинаковой по силе нажатия. Соответствующим реактивом (водный раствор кислот или раствор солей) эти полоски смачивают поперек.  Спустя 20-30 сек. реактив осторожно просушивают, убирая излишки фильтровальной бумаги и сравнивают его действия на полосках, оставленных испытуемым сплавом и пробирной иглой. Содержание золота в сплаве определяют по интенсивности окраски пятна, образовавшегося от действия реактивов на полосках: чем интенсивнее окраска пятна, тем меньше золота в сплаве, т.е. на сплавах выше указанной пробы реактив не оставляет никакого следа, на сплавах указанной пробы – легкую «тень» (едва заметный след); на сплавах ниже указанной пробы появляется «ожог» (темное пятно), интенсивность которого зависит от разницы в пробах. Преимущество этого способа- простота и быстрота, высокая точность и сохранение изделия в целостности.

Неразрушающие методы-метод контроля на пробирном камне и рентгеноспектральные методы контролируют лишь тонкий (несколько микрон) верхний слой изделия.

Электрохимический детектор DMe-03 способен выявить разнообразные виды подделок. К их числу относятся:

  • изделия из медных и медно-никелевых сплавов с тонким (1-10мкм) гальваническим слоем золота;
  • изделия из таких же сплавов с тонким (доли микрона) слоя диалектрика нитрида титана;
  • изделия из медно-никелевых сплавов с толстым (до 1мм), планированным слоем золота данной пробы;
  • изделия из вольфрама с нанесением тонким или толстым слоем золота (самый современный метод подделки). 

    

      V. Отделка и художественная обработка.

Отделка ювелирных изделий состоит в механической декоративной обработке и нанесении защитно-декоративного покрытия. Механическая декоративная обработка включает в себя: полировку, матирование, гравирование. В нанесении защитно-декоративных покрытий выделяют следующие виды: чернение, эмалирование.

Примечание: определение понятий вышеназванных терминов приведено в словаре Методики. Выделяют ювелирные стили: классический, авангард и фольклор.

Классическому стилю свойственна строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм.

Авангард отличается оригинальность, подчеркнутая индивидуальность, эксцентричность за счет яркости, броскость декора, неожиданность сочетания материалов и методов обработки, необычная гибкая конструкция.

Фольклор – интерпретация мотивов национального прикладного искусства и искусства древних цивилизаций.

Анна М. Миллер [15] в зависимости от периодов делит стили на:

  • георгианский (1698-1830)
  • викторианский (1837-1901);
  • эдвардианский (1901-1914);
  • «искусства и ремесла» (1890-1914);
  • Art Nouveau (1895-1915);
  • арт деко (Аrt Deco) (1920-1930);
  • ретро (1940-1950);
  • модерн (1950-1980);
  • консумеризм (1990-2002).

Георгианский период.
    

В названный период почти все ювелирные изделия делались вручную, и они замечательны качеством своем работы. В качестве драгоценных камней использовались бриллианты, альмандиновые гранаты, изумруды, топаз, агат, янтарь, речной жемчуг. Использовались стили огранки бриллиантов: огранка мазаринни (площадная огранка); бриоллет (грушевидная огранка) и пенделок. Для этого периода характерны бриллианты с 24 и 56 гранями.

Была распространены тонкая гравировка по золоту, а также очень популярна была канитель (сложная поделка из проволоки). Методы производства: ручная работа, литье в песчаные формы. Мотивы: арки, сердца, цветы, ленты, птицы, звезды, стебли пшеницы, цветущие ветви и гирлянды.

Важным признаком для датирования этих предметов является то, что только передняя часть эмалированных ювелирных изделий, изготовленных в георгианскую эпоху, подвергалась обжигу; задняя часть была или простой, или гравированной.

Викторианский период.

Характерным для ювелирных изделий викторианской эпохи является отсутствие марки изготовителя или клейма на ювелирном изделии. Примерно до 1854года ювелирные изделия были изготовлены из 18-кратного золота. С 1854года было узаконено производство9-,12-и 15-кратного золота. Знание этой даты помогает в примерно датировании изделия.

Викторианский период можно разделить на три части: ранний викторианский (романтический) (1837-1860); средний (высокий) (1860-1885) и последний период (188-1901). Ранний викторианский период. Популярные ювелирные изделия- золото от 18к до 22к и трехцветное золото, серебро, накладное серебро, накладное золото, гальваническая позолота и томпак. Мотивы: змея, свившаяся кольцами, ангелы, объятия любви, стрелы, банты из лент, кельтика, кресты, кинжалы, ромашки любви, голуби, цветы, плющ, мавритиника, свитки, полосы, лианы, классические греческие и римские узоры, бабочки, клевер, музыкальные ноты гимнов, гирлянды, занавесы. Метод производства-ручное производство.

Средний викторианский период. В названный период использовалось низкокаратное золото; серебро простое и окисленное, сталь. Метод производства – ручная работа, немного штамповки, ограниченное литье. Мотивы: якоря, амфоры, змеи, монограммы, кресты сердца, пчелы, колокола, птицы, насекомые, маски, девизы, раковины, сфинксы, звезды, лебеди и мемориалы.

Поздний викторианский период. Преимущественно использовались драгоценные камни: аквамарин, аметист, хризопраз, бриллианты, изумруды, перидот, рубины, лунный камень, хризоберит, опалы, сапфиры и бирюза. Популярные материалы: золото, серебро, окисленное серебро, платина. Методы производства: вначале ручное с переходом на массовое. Мотивы: этрусские узоры, полумесяц, звезды, банты, узлы, перья, цветы, четырехлистник, трилистник, двойные сердца с короной и узлом, голуби, подковы, египетские мотивы, кошки, луны, совы, ласточки, тюрбаны, розы, дубовые листья, виноградные грозди, эдельвейсы, лисьи маски, охотничьи и спортивные мотивы.

Эдварианский период.     
    

Использовались мотивы: вилочки, подковы, гирлянды цветов, фестоны, листья, трилистники, сердца, банты, свитки, полумесяцы и звезды,, насекомые, луна, человек на Луне, скачки, охотничьи собаки и охотничьи сцены. Преимущественно использовались драгоценные камни: аметист, бриллиант, перидот, жемчуг, изумруд, гранат, опал, рубин. Популярные ювелирные материалы: многоцветное золото, платина, серебро, окисленное серебро, накладное золото. Методы производства: массовое машинное производство и ручная работа.

«Искусства и ремесла».

Использовались драгоценные камни: бирюза, лунный камень, огненный опал, аметист и перидот. Избранным материалом было серебро. Камни имели кабошонную и фасетчатую форму.

  • Модерн (Art Nouveau)

Популярные ювелирные материалы: платина, белое золото, серебро, желтой золото. Методы производства: машинная и очень тонкая ручная работа. Преимущественно использовались камни: синтетические рубины, изумрудные триплеты, гранат, жемчуг, турмалин, опалы, небольшие бриллианты, янтарь. Мотивы: изящные насекомые, растения, цветы, змеи, ящерицы, девушки с развевающимися волосами.

  • Аrt Deco

Популярные ювелирные материалы: платина, белое золото, серебро, пластмасса, хром. Преимущественно использовались камни: изумруды, бриллианты, рубины, сапфиры, черный оникс, яшма, коралл. Появились новые виды огранки, были популярны изумрудные огранки, треугольные и щитовидные огранки.

  • Ретро.

Популярные ювелирные материалы: до 1941г- платина, до 1943г- золото. Мотивы: свитки, цветы, балерины, животные, раковины, птицы, сердца, купидоны, корзины цветов. Драгоценные камни: аквамарины, золотистый берилл, перидоты и турмалин.

  • Модерн.

Популярные ювелирные материалы: желтое золото, розовое золото, чистое серебро, комбинация стали и золота, платина, титан, тантал. Преимущественно использовались драгоценные камни: в конце 1950г- рубины, сапфиры, изумруды, перидоты и бриллианты; в 1960г – перидоты, цветные сапфиры, рубины, аметист. В конце 1960г появилось два новшества: танзанит и туаворит. Мотивы: животные, снежинки, звезды, цветы, морские ежи, букеты цветов, еловые шишки, символы мира, символы янь и инь, символы космических путешествий, египетские мотивы, шмели, бабочки, камеи из раковин и камня.

  • Консумеризм.

 Использовались камни: драгоценные камни, гематит, черный оникс, танзанит, туаворит.

    VI. Определение признаков подделки ювелирных изделий.


    При производстве экспертиз ювелирных изделий по их идентификации и определению их подлинности необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Какие материалы использовались в определенные периоды?
  2. Какие материалы использовались и соединялись?
  3. Какие виды отделки использовались?
  4. Какие были в то время излюбленные методы украшения (эмаль, рельеф и т.д.)?

При работе с ювелирным изделием необходимо использовать хорошую лупу и сильный источник света. В ходе проведения действий по выявлению различий между подлинным ювелирным изделием и репродукцией необходимо:

  1. искать пористость (маленькие ямки и пузырьки) на поверхности, которые говорит, что изделие сделано из отливки-обычно метод массового производства репродукций;
  2. проверить имеется ли износ на лапках и зажимах. Изучаются звенья и застежки на браслетах и ожерельях, там должны быть признаки износа.
  3. У драгоценных камней обращают внимание на следующее:

          3.1.соответствует ли огранка периоду (например: в викторианском изделии вставлен современный бриллиант);
          3.2.соответствует ли драгоценный камень периоду (например: танзанит в викторианской лавальере);
          3.3.имеет ли износ на камне (царапины соединения граней; износ на вершине кабошонов; стертый перламутр на жемчужинах; качество резных камней и раковин). Прекрасное состояние может означать о прекрасном уходе за изделием или то, что камни были заменены.
          3.4.натуральные или синтетические камни. Здесь важно знать дату применения камней. Так, синтетические рубины появились на рынке в 1885г; синтетические изумруды не ранее начала 1930годов.
          3.5.вставлены ли драгоценные камни в оправу с зажимами, или просто приклеены;
          3.6.не подкрашены ли драгоценные камни; не заполнены ли маслом; не обработаны ли полимером; не были ли заполнены трещины.

Репродуктивное ювелирное изделие, когда оно новое, имеет свежий тон нового золота. Литая продукция не имеет тонко выработанной отделки и гравировки, характерной для старого ювелирного изделия, потому что орнамент отливается. В уголках и на краях репродуктивного ювелирного изделиях часто остаются кусочки золота от процедуры отливки. 

«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.

Консультация: 8-938-135-35-76