«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.
Консультация: 8-938-135-35-76
Сегодня очень актуальна тема утери или порчи багажа авиакомпанией. Далеко не все знают о своих правах в решении данного вопроса и уж тем более о том, как действовать в данной ситуации.
Во-первых необходимо обратиться в администрацию аэропорта и сообщить как можно раньше, но е позднее, чем через 7 дней с момента при-лета рейса в конечную точку, о пропаже или повреждении багажа.
Во-вторых, необходимо составить претензию по факту пропажи (порчи) багажа в письменном виде в двух экземплярах. Это делается в свобод-ной форме, хотя некоторые компании просят использовать определенный формат или даже предоставят заготовку, где достаточно будет заполнить поля.
В претензии необходимо максимально точно описать утерянный (или испорченный) предмет багажа; также необходимо точно указать:
По данному факту работник авиакомпании или начальник смены, являющийся сотрудником аэропорта, должен составить коммерческий акт, в котором должно быть указано: номер билета, рейс, какие были причинены неисправности (или же утерян багаж); подписать данный документ, поста-вит дату и печать, второй экземпляр документы выдать вам на руки.
Как мы наблюдаем помимо коммерческого акта составляется одно-временно и претензия.
На практике гр-ном К. было потрачено 4 часа, чтобы убедить сотрудников аэропорта составить коммерческий акт и принять претензию, так что необходимо проявить настойчивость.
На поиски чемодана дается 21 день.
На практике в течение 5-ти дней багаж находят, если речь идет о добропорядочных компаниях, дорожащих своей репутацией.
Следующие наши действия в случае утери багажа- ждать, а в случае порчи багажа определить стоимость ущерба и предъявить сумму ущерба авиакомпании в дополнительно предоставленной претензии.
Но вот прошло предусмотренное законом время (21 день), а ответа от авиакомпании нет. Дальнейшие действия рассмотрим на конкретном при-мере.
Гр-н К. предъявил исковые требования к авиакомпании «Сибирь» в Советский Мировой суд г. Ростова-на-Дону (Решение Мирового судьи Советского района г. Ростова-на-Дону от 09.09.2011), согласно Закона о защите прав потребителя по своему месту жительства. В качестве доказательства порчи багажа предъявил следующие доказательства:
Суд, рассмотрев все предоставленные доказательства, вынес решение о взыскании с ОАО авиакомпания «Сибирь» стоимость ущерба указанную в экспертном заключении, руководствуясь ч.2. ст.119 Воздушного Кодекса РФ.
Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в расчете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавший в том месте, в котором груз подле-жал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В 2014 году было рассмотрено аналогичное дело и тем же судей, в том же суде было вынесено судебное решение, но уже со ссылкой на статью п.2 ч.1 ст. 119 Воздушного Кодекса РФ (за утрату, недостачу или повреждение (порчу)) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размерах их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза; в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 331-ФЗ), где истец получил значительно меньшую стоимость выплаты, чем реально причиненный ущерб, а именно 600 рублей за кг. багажа, вес которого не был определен и за основу была взята общая предусмотренная сумма 35 кг.
Но суд не принял во внимание ни ч.2 ст. 119 Воздушного Кодекса РФ, ни действие 796 ГКРФ, которая говорит о том, «что ущерб, причиненный при возмещении груза или багажа. Возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа- в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости. При этом стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указанной цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взымается за аналогичные товары».
Хочу заметить, что даже при рассмотрении аналогичных дел в одном и том же суде нет единообразия применения практики. Бывают случае, что авиакомпанией возмещается част причиненного ущерба. Не стоит отказываться от таких выплат, предложенных в добровольном порядке к возмещению; нужно брать деньги и предъявлять претензию, в которой аргументируйте и письменно докажите свое несогласие с суммой выплаты (чеки, квитанции н-р на покупку дорогих вещей, перевозимых в данном чемодане). Но при этом не стоит подписывать документы, если в них указан текст «претензий не имею», т.к. ваше согласие с отсутствием претензий в судебном порядке в дальнейшем будет истолковано так, что с компенсационной суммой выплаты вы согласны и претензий к данной компании не имеете, и суд на этом основании откажет в удовлетворении этих требований.
Если авиакомпания зарубежная, то в силу вступает действие правил, предусмотренных Варшавской Конвенцией 1929 года и Гаагским протоколом.
Согласно ч.1 ст 28 Варшавской Конвенции 1929 г. « Иск об ответственности должен быть возбужден. По выбору истца, в пределах территории в одной из Высоких Договаривающихся Сторон, либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредствам которой был заключен договор, либо перед судом места назначения».
В связи с тем, что Россия стала участником Монреальской конвенции, то правила компенсации в случае потери, повреждения и опоздания багажа изменились и с 21 августа 2017 года компенсация определяется до 46694 СПЗ (– искусственное платежное средство) или около 390 000 руб-лей.
До вступления в силу закона о присоединении размер компенсации не мог превышать 600 рублей за 1 кг. веса (для багажа) и 11000 рублей для ручной клади.
Монреальская конвеция имеет отношение исключительно к международным перевозкам.
Монреальская конвенция, так же, как и Варшавская, регулирует толь-ко международные воздушные перевозки.
Перевозка будет признана международной при условии, что место отправления и место назначения расположены на территории государств-участников конвенции. Несмотря на то, что на сегодняшний день участниками конвенции являются более 130 государств, на некоторых маршрутах мозаика из различных режимов ответственности сохранится, – к примеру, на перелет из России во Вьетнам или Беларусь нормы Монреальской конвенции распространяться не будут, поскольку эти страны не присоединились к конвенции. В данном случае будет применима Варшавская конвенция с дополняющим ее Гаагским протоколом, а также нор-мы национального законодательства в зависимости от юрисдикции.
Например: если Вы летите из Москвы в Бангкок, то это еще не значит, что Монреальская конвенция не будет применима. Если вы купили билет Москва-Бангкок-Москва, а билет – это и есть заключенный Вами договор воздушной перевозки, то конечные пункты вашего международного путешествия находятся на территории государства-участника конвенции, а значит, действует нормы Монреальской конвенции. А например Ваш со-сед отправляется рейсом в Москве - летит по билету Бангкок-Москва-Бангкок – действия Монреальской конвенции не распространяются т.к. место отправления и место назначения должны принадлежать Странам участникам Монреальской конвенции.
«ВЕРСИЯ» - ЭТО АДВОКАТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАЖ РАБОТЫ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ. «ВЕРСИЯ» - ЭТО 95% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ.
Консультация: 8-938-135-35-76